01.03.2012

Поговорим о балах

 

Поговорим о балах

 

Февраль 2012 года оказался щедрым на бальные действа, которые так любимы в Московском Дворянском Собрании. Непростая подготовка этих красивых, но весьма сложных и многолюдных событий выпала,  как всегда, на долю департамента культуры МДС.  С его директором, Надеждой Владимировной Дмитриевой, об особенностях двух зимних балов побеседовал корреспондент газеты «Дворянский мир Москвы».

 

Корр.: У вас был такой насыщенный февраль — два бала, детский и взрослый. Расскажите о них.

Н.Д.: Действительно, сложный для нас месяц, но и приятный. Всегда хорошо, когда делаешь нечто такое, что радует других — а особенно детей. Я вообще люблю детские балы, и за эти годы уже сложилась определенная их структура. Я вижу, как это нравится детям, и с каждым годом растет число желающих попасть на наш бал. В этом году мы даже не делали рассылки приглашений и сменили место проведения бала. Прекрасный зал Международного славянского культурного центра теперь стал для нас мал.

Хочу выразить глубокую благодарность о. Димитрию Смирнову, предоставившему нам зал приходского культурного центра церкви Благовещения в Петровском парке. Особая признательность Марии Дмитриевне Смирновой, заместителю директора Кадетского центра имени священномученика митрополита Серафима (Чичагова) — ее кадеты украсили бал и стали прекрасными кавалерами для наших нарядных барышень всех возрастов. А хореографический коллектив народного танца «Фантазия» под руководством Натальи Александровны Ильиной… Эти прекрасные дети в замечательных костюмах показали народные танцы — индийский, корейский, казахский, молдавский, венгерский, кельтский, греческий.  Маленькие гости бала сами отгадывали, танцы какой страны были исполнены. Вдохновительницей этой программы стала Татьяна Николаевна Оболенская. Очаровательная Анжелла Михайловна Королько, педагог-хореограф, учила наших детей историческим танцам — полонез, полька, вальс, «ручеек»… Получилось весело, трогательно и очень красиво.

Корр.: Обычно вы устраиваете на детских балах еще и конкурсы.

Н.Д.: Замечательный вокальный конкурс провела хорошо нам знакомая певица Анна Клепикова. Татьяна Голицына экзаменовала знания английского языка. Сама я, как могла, провела исторический конкурс — дети рассказывали о своих предках — участниках войны 1812 года. И в очередной раз убедилась, что наши дети — талантливые и очень развитые. Очередь к микрофону на сцене не уменьшалась — дети пели, читали стихи, играли на пианино.

А потом всех ждало угощение и сладкие «кремлевские подарки».

Я счастлива, что у нас есть такие прекрасные друзья, как Валерия Королева и Эльвира Павловна Судравская. Благодаря всем им наш детский бал удался, и счастливые лица детей стали лучшим тому свидетельством.

 

Корр.: А бал для взрослых?

Н.Д.: Их мы проводим уже двадцать лет. Накоплен огромный опыт. Но каждый новый бал несет что-то свое. Повторяться здесь нельзя, каждый раз нужно находить что-то новое, необычное, интересное.

Корр.: И что нового было на этот раз?

Н.Д.: Юбилей Отечественной войны 1812 года. Сам Бог велел посвятить очередной бал этой дате. Мы специально пригласили потомков героев 1812 года, состоящих  не  только в Московском дворянском собрании, но и в обществе «Багратион», в ассоциации «Суворовское наследие». Прямой потомок Кутузова Юлия Васильевна Хитрово преподнесла Кадетскому центру им. Серафима (Чичагова) именную Кутузовскую медаль, рядом с ней на сцене стояли и потомки самого митрополита-священномученика.

В течение бала я приглашала к микрофону потомков героев Двенадцатого года, и они рассказывали о своих славных предках.

Необычайно широкой была на этот раз и благотворительная программа. В помощь восстановлению полузатопленной церкви Рождества Христова в Крохино на Белом озере Катрин Дюрбер провела лотерею с прекрасными призами из Франции. Была организована и выставка «Флотская слава Отечества».

В концертной программе бала выступали молодые артисты. Московский музыкальный институт имени Шнитке, как оказалось, готовит прекрасных вокалистов и инструменталистов. Для нас стало приятной неожиданностью знакомство с певцами  -  Давидом Целаури, Ириной Кистиковой, Юлией Бычковой, Марией Некалиной. Руководитель этой оперной группы -  Светлана Ливанова. Аккомпаниаторы - Владислав Фадеев, Ренат Кармаков, Оксана Мамонова, Ольга Радзецкая, Тимур Колодежный, Нина Евграфова.

Поразил всех замечательный инструментальный ансамбль «Credo» - Катаржина Фльорчик, Александра Коновалова, Алексей Бухарин и Максим Макагонов.

Как всегда, блистала в своем музыкальном салоне Нонна Николаевна Кристи.

Особенно удался фуршет. Он был продуман и хорошо выстроен, в чем особенная заслуга руководителя фонда «Русский имперский бал» Андрея Юсупова.

 

Корр.: Помимо нового, должны поддерживаться и традиции…

Н.Д.: Конечно. Структура бала у нас не меняется. Мы стараемся, чтобы танцевали все, кто пришел, поэтому  наш бал состоит из нескольких отделений с танцами разных эпох. Ведь в каждом времени можно найти что-то особенно красивое. Традиции мертвы, если нет движения. Традиция — это живая связь времен.

Корр.: Здесь вы конкурируете с клубами исторического танца?

Н.Д.: Совершенно нет. У нас разные задачи. Они делают исторические реконструкции так, как такие реконструкции им видятся. Честь и хвала клубам за это. А мы делаем общественные балы для всех, кто любит исторические танцы, народные танцы, и даже стандарты «латино» (здесь особо отмечу вокалисток ансамбля «Royal voice» Валерию Королеву и Светлану Перминову). Важно, чтобы все это не смешивалось, чтобы сохранялись четкая структура и последовательность танцевального действа. Этому мы за двадцать лет научились. У нас прекрасный профессиональный педагог, доцент Московской государственной академии хореографии Татьяна Докукина.

Татьяна Николаевна всю жизнь занимается историческими бальными танцами, и успехом своих балов мы во многом обязаны именно ей. Я особенно хочу подчеркнуть это, так как сейчас среди педагогов исторического танца почти нет профессионалов. Пришло много дилетантов, которые считают, что если они видели много балов, то уже стали крупными специалистами.

 

Корр.:  А это не так?

Н.Д.: Можно всю жизнь лежать по больницам, а врачом не стать. Нужно много учиться,  и желательно у хороших педагогов. А Московская государственная академия хореографии — наиболее авторитетное учебное заведение такого рода в России. Здесь готовят самых профессиональных специалистов  - и в области историко-бытовых танцев в том числе.

Корр.: А какую эпоху Вы бы сами предпочли?

Н.Д.: Вторую половину XVIII века, это мое время, оно у меня в подсознании, менуэт — мой любимый танец. Но я прекрасно понимаю, что есть и другие люди, с другими интересами, и не стоит навязывать всем остальным свои пристрастия, считая их «единственно верными».

Корр.: Что главное на бале?

Н.Д.: Атмосфера. В идеале — любви, радости и веселья. Потому что все красивое — естественно. Тогда как самое плохое для бала — вульгарность, снобизм, игра в «аристократов»,   и в итоге — скука. Слава Богу, избегать ее мы научились.